Налогообложение во франчайзинге

Покупка франшизы является одним из возможных вариантов применения нематериальных активов в предпринимательской деятельности. Отношения участников регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В нормативно-правовом поле нашей страны ему присвоено определение коммерческой концессии, разъясняемое в п1. ст. 1027 ГК РФ. Характер доходов, получаемых по договорам франчайзинга позволяет идентифицировать его как доход от реализации, закрепленный в ст. 249 НК Российской Федерации. Дополнительно деятельность франшиз подлежит регулированию со стороны ст. 271 и ст. 167 НК РФ

денежное дерево франчайзи

Разновидности франчайзинга

Самой часто встречаемой разновидностью франчайзинга является товарный франчайзинг, при котором одна сторона производит товар под зарегистрированной торговой маркой другой. Такая разновидность обычно дополнительно предусматривает оказание дополнительных услуг. Примером можно назвать автодилера, работающего с определенными марками авто как официальный дилерский центр и оказывающего услуги сервисного центра.

Второй разновидностью является передача в пользование технологий производства и может дополнительно обеспечивать сырьём и каналами поставок. Так часто делают производители продуктов питания, передавая вместе с принципами организации производственных линий полуфабрикаты продуктов и концентраты напитков.

Третья разновидность договора франчайзинга обеспечивает покупателя правом оказания услуг на основе принципов работы материнской компании, работая под её брендом.

Последней, но не единственной разновидностью можно назвать франчайзинг в сфере бизнес-формата, когда покупателю передаются в пользование буквально бизнес-процессы, а фирма, предоставляющая франшизу, всячески поддерживает операционную деятельность, заключившую с ней договор франшизы организацию.

Налогооблагаемая база франшиз.

В обозначенных выше случаях возникают соответствующие разновидности нормативного регулирования. В первом случае имеет место передача прав интеллектуальной собственности на оговоренный срок или бессрочно. Другие виды франчайзинга дополнительно могут включать оказание образовательных услуг для обеспечения нужного уровня квалификации персонала организации, работающей по договору франчайзи. Программы предоставления дополнительного образования могут быть очень разнообразными — это и простая аттестация, и тренинги, и полноценные курсы обучения с командировкой в собственные обучающие центры компании франчайзера. У такого гиганта, как Макдональдс есть даже свой институт с филиалами практически по всем странам мира, где представлена корпорация. Договор франчайзи может подразумевать дополнительно продажу товара по специальной дисконтной цене для последующей реализации или сдавать на выгодных условиях оборудование, оказывая льготные услуги по его реализации. Регулирующая статья НК оставляет довольно широкий простор для определения момента получения дохода от реализации услуг, оставляя большие возможности для оптимизации   налогообложения как франчайзора, так и франчайзи. Ситуация характерна не только для России, имеющей сравнительно короткую историю программ франчайзинга и всё это обеспечивает дополнительный рост интереса к такому виду бизнеса во всем мире.

раскрытие доходов бизнеса

Особенности налогообложения франшиз.

В виду такого разнообразия видов взаимодействия по договорам франчайзи не может создаваться единой налогооблагаемой базы. Содержание налогооблагаемой базы может отличаться даже в рамках одной и той же программы франшизы, если она подразумевает наличие опций. Например, есть компания франчайзор, которая предлагает договоры сотрудничества в сфере кафе быстрого питания. Франчайзор готов предложить разные форматы своего заведения от простого «островка» в коридоре торгового центра до полноценного ресторанчика с собственным помещением и большим залом на две сотни человек.

Во обоих случаях будет заключен договор передачи интеллектуальных прав собственности, разрешение на использование торговой марки, заключены договоры на оказание рекламной и маркетинговой поддержки, а также договоры по поставке партии полуфабрикатов или готовой для реализации продукции с возможным заключением договоров аренды или лизинга оборудования. Понадобится выбрать вариант аренды — за собственные ли средства будет арендоваться помещение или у франчайзора есть возможность предоставления помещения на льготных условиях, что встречается довольно редко.

Какие налоги платит франчайзи?

Детальнее вопрос налогообложения может быть рассмотрен с двух сторон — со стороны компании предоставляющей франшизу и со стороны франчайзи. Платеж за использование бренда именуется роялти, это неуникальный для франчайзинга тип платежа. Роялти предусматривается практически любым смежным правом собственности на предметы интеллектуального труда, а следовательно по таким договорам есть обширная правоприменительная практика, в том числе в области налогообложения. Следует обратить внимание на то, что при заключении договора с компанией-франчайзором вам предоставляется лишь право на использование, а не уступку прав, что сказывается на операционном бухгалтерском учете.

Любой договор франшизы подлежит регистрации в налоговом органе по месту его заключения в письменной форме. В случае, если договор заключается с иностранной компанией, то договор заключается на стороне приобретателя прав использования, т. е. на стороне франчайзи.

Во многих странах мира в качестве базы для взымания процента роялти используется доход от прибыли, но в Российской Федерации в силу особенностей налогообложения доходов юридических лиц, организации гораздо выгоднее платить процент роялти от выручки с реализации товаров и услуг. В качестве платы за использование ресурсов по программе фрайчайзинга вместо роялти может выступать наценка на поставляемые для последующей реализации товары и услуги. Так поступают многие компании, работающие по принципу сетевого маркетинга, особенно косметические компании вроде Эйвон, Фаберлик или Амвей, заключающие с новыми участниками агентский договор.    

Если в программе франчайзинга предусмотрено какое-либо обучение, то налог на доход от реализации услуг взымается с компании-франчайзора.

Сроки возникновения налогооблагаемой базы и расходы франчайзи

Если в договоре не был определен срок уплаты паушального взноса, то моментом возникновения объекта налогообложения становится дата заключения договора. Если определен, то доходы будут признаваться равномерно в течении всего срока уплаты, который может быть растянут на целый квартал. Роялти облагается налогом в зависимости от самой ранней из дат с момента подписания договора – дата последнего дня месяца, квартала или даты подписания расчёта, установленной в договоре франчайзинга.

Плата за товары и предоставленное в пользование оборудование взымается в момент перехода прав собственности на них к франчайзи, и чаще всего это дата их отгрузки. Если отдельной строкой в договоре франчайзинга числилось обучение франчайзи, то моментом признания дохода считается дата подписания акта оказания услуг. Если при ведении предпринимательской деятельности используется кассовый метод получения средств, то датой получения дохода считается дата поступления средств на рассчетные счета франчайзи. Однако он принимается крайне редко, ведь для кассового метода установлена пороговая величина выручки от объемов реализации до 1 млн руб. за четыре предыдущих квартала операционной деятельности.

Учет операционной деятельности

Компания франчайзи помимо доходов, как и любая другая несет расходы. Часть из них позволяет получать налоговые вычеты. Для этого расходы должны быть подтверждены документально, быть обоснованными и осуществляться с целью поддержания деятельности по получению дохода. Первым пунктом расходов, по которым можно уменьшить налоговые выплаты можно назвать расходы на обучение в подконтрольных структурах компании франчайзора. Вторым станут расходы понесенные в следствии приобретения товаров и компании франчайзора, так как они являются неотъемлемой частью ведения бизнеса франчайзи и отказаться от их покупки он не может. Уменьшению налогооблагаемой базы способствует объявление затрат на рекламу и найм контролирующего персонала, обеспечивающего качество услуг и товаров.