Как вести бухгалтерский учёт у франчайзора

Открыв новый бизнес, молодые предприниматели и бизнесмены часто сталкиваются с некоторыми сложностями: огромная конкуренция, не доверительное отношение людей к новой компании, риски выхода на рынок и иные сложности. Франчайзинг в данном случае помогает уменьшить риски, так как бизнес ведётся под проверенной торговой маркой.

В современном мире франчайзинг является одной из самых распространённых выгодных моделей ведения бизнеса. Чтобы разобраться в особенностях ведения бухгалтерского учёта в такой бизнес модели, как франчайзинг, нужно знать:

  1. Понятие франчайзинга как модели бизнеса;
  2. Учёт доходов и расходов франчайзора в бухгалтерии.

Франчайзинг как форма ведения бизнеса

Франчайзинг – это форма готового бизнеса, продаваемая франчайзором бизнесменам и предпринимателям. Это позволяет покупателю прав открыть бизнес под именем уже известного и популярного бренда с использованием его правил, секретов и технологий.

В действующем законодательстве РФ само понятие «франчайзинг» отсутствует, но на данный момент существует договор франчайзинга, являющийся юридически идентичным зарубежным договорам. Это договор коммерческой концессии, который регулируется Гражданским Кодексом РФ главой 54.

При франчайзинге фирма, выдающая лицензию, называется франчайзором, а физическое или юридическое лицо, которому предоставляется это право, — франчайзи. Франчайзи приобретает франшизу, выплачивая первоначальные стартовые и ежегодные лицензионные сборы франчайзору, который в свою очередь регулярно предоставляет обучение и помощь франчайзи.

По условиям данного договора франчайзор передаёт комплекс принадлежащих ему прав на какой-либо определённый срок или бессрочно. Права, входящие в комплекс: товарный знак, фирменное наименование, технические ноу-хау, разработки и т. д.

Цена договора устанавливается в форме:

  • Равномерных отчислений от выручки;
  • Периодических и разовых платежей;
  • Наценки на товар, переданный на перепродажу;
  • Других видов платежей, предусмотренных контрактом.

Существует три основных типа франшиз.

  1. Большинство франшиз подпадают под тип бизнес-формата, когда франчайзор лицензирует бизнес-формат, операционную систему и права на товарные знаки своим франчайзи.
  2. Второй тип франшизы — это дистрибуция продукции, которая в большей степени представляет собой установку поставщика-дилера. Франчайзор предоставляет франчайзи разрешение на продажу или распространение продукта с использованием его логотипа, товарных знаков и фирменного наименования, но обычно не предоставляет операционную систему для ведения бизнеса.
  3. Третий-производство, когда франчайзор разрешает франчайзи производить свою продукцию (например, одежду) и продавать ее под своими торговыми марками.

При покупке франшизы франчайзи обязан соблюдать строгие руководящие принципы и правила, касающиеся функционирования бизнеса. Эти рекомендации предназначены для поддержания согласованности бренда.

Регистрация договора коммерческой концессии, заключённого в письменной форме в Роспатенте является обязательной, что указано в статье 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утверждено постановлением правительства от 16 июня 2004 г. № 299. Стоит знать, что регистрация облагается патентной пошлиной. Расходы по регистрации несёт правообладатель, если иное не предусмотрено договором.  При несоблюдении данных требований договор будет являться недействительным, из-за чего могут возникнуть проблемы с органами контроля.

Бухгалтерский учёт франчайзора

Способ ведения учёта доходов и расходов при заключении договора коммерческой концессии выбирается в зависимости от того, является ли франчайзинг главным или ведущим направлением деятельности франчайзора.

Амортизация по НМА и её начисление

Правообладатель самостоятельно начисляет амортизацию по НМА, которые предоставляет в пользование. Для отображения НМА в учёте используется отдельный субсчёт для счёта 04 под названием «Нематериальные активы».

Франчайзор также использует данные НМА в своей деятельности, исходя из этого сумма амортизации по НМА представляет собой одновременно и расход по обычным видам деятельности, и прочий расход (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Доходы франчайзора

Источники доходов делятся на:

  • Паушальный взнос, взимаемый один раз, который франчайзи передаёт правообладателю, чтобы работать под его именем);
  • Роялти (денежное лицензионное вознаграждение, за использование франшизы);
  • Вступительные взносы для новых участников;
  • Оплата за консультации и управленческие услуги;
  • Проценты по кредитам, предоставляемым франчайзи.

В бухгалтерском учёте паушальный взнос относят на доход того отчётного периода, которым он начисляется по условиям договора, также допускается его внесение на счёт 98 и относить на доходы каждый месяц равными частями, пока действует договор. Более выгодным считается второй вариант, так как это позволяет разделить налоговую нагрузку.

В бухгалтерском учёте это отражается как:

  • Дебет 76 Кредит 90.01/91. «Признан доход в виде паушального взноса»
  • Дебит 51 Кредит 76 «Получено вознаграждение»

Роялти получается в день, когда осуществлялись расчёты по условиям заключённых договоров, либо может быть крайним днём налогового периода.

В договоре сторонами закрепляется порядок начисления и оплаты роялти, а также даты выставления счетов. В случае, если роялти является % от выручки, то он начисляется в последнее число квартала, либо месяца, также можно привязать к дате получения документов от пользователя, по которой определяется его размер.

В бухгалтерском учёте это отражается как:

  • Дебет 90.01/91.01 Кредит 76 «Признан доход в виде» паушального взноса
  • Дебет 51 Кредит 75 «Получено вознаграждение»

Расходы франчайзора

В бухгалтерии амортизационные отчисления по НМА отражаются одним из двух способов:

  1. Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов» в корреспонденции со счетами учета затрат: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» с учётом накопления соответствующих сумм;
  2. Начисленные суммы амортизации списываются в кредит на счет 04 «Нематериальные активы», с учётом затрат, с помощью снижения изначальной стоимости объекта НМА

Вместе с этим учитываются затраты на саму регистрацию договора коммерческой концессии и включаются в налоговые расходы сразу, как и в отчётности:

  • патентный сбор — в периоде его уплаты;
  • вознаграждение патентного поверенного – после подписания акта (оказания услуги).

Налоговая амортизация на объекты интеллектуальной собственности, право использования которых предоставляется по договору, учитывается вами для целей налогообложения как НМА, в обычном порядке продолжает начисляться и включается в расходы.

Также идёт начисление НДС. Налог будет начисляться на:

  • стоимость паушального платежа;
  • стоимость роялти и другие периодические платежи, совершаемые по договору.

Для франчайзора есть ряд недостатков в перепродаже франшизы:

  1. Недобросовестные покупатели, из-за которых могут быть проблемы со своевременной выплатой роялти;
  2. Возможность сохранения тайн производства отсутствует;
  3. Сложность в контролировании точек, находящихся на большом расстоянии от франчайзора;
  4. Необходимость в непрерывном развитии системы франшиз, с целью заинтересованности предпринимателей.

Заключение

Для начинающих предпринимателей франшиза – отличный старт для бизнеса. Данный способ значительно снижает риски для франчайзи, использующего проверенное имя и, являясь прекрасным стартом и опытом, а для франчайзора также имеет множество плюсов.

Франчайзинг-это отличная альтернатива развитию сетевых магазинов, чтобы предоставлять товары и услуги клиентам без инвестиций. Но есть определенные недостатки, связанные с этим, например, всегда есть страх, что франчайзи может открыть тот же бизнес с другим названием после истечения указанного срока. Бренд и репутация франчайзора пострадают, если франчайзи не будет предоставлять качественные услуги целевой аудитории. Кроме того, так же существует определенное ограничение, из-за которого франчайзи не хватает свободы в ведении бизнеса.

Система бухгалтерского учёта для франчайзора не является слишком сложной и имеет несколько способов как начисления прибыли, так и расчёта расходов, что всегда является преимуществом, позволяя выбрать удобный способ.